(20 января 1907 — 13 апреля 1987)
«Повезло Изборску с певцом его красоты, мощи, несокрушимости и пронзительной нежности. Изборск на холстах Мельникова – теплый и до боли родной. Каждый изборянин, будь он художником, с удовольствием подписался бы под работами Павла Дмитриевича» (Ольга Кошелькова)
Поистине — художник от Бога: его картины «дышат» стариной и былинностью, и в полной мере раскрывают необыкновенную красоту заповедного Изборского края. В единое целое слились на полотнах художника небо, вода и земля, мир природы и мир человеческого бытия, и он сам — автор, Творец. Его художественный почерк узнаваем, и в каждой картине чувствуется его душа — человека истинно русского, славянского.
Никола на городище. 1970
Уголок Изборска. Часовня Флора и Лавра. 1971
Всё родом из детства: будущий художник родился студеным январским днем 1907 года в в крестьянской семье в Изборске. С детства проявилась в характере мальчика тяга к искусству, но учиться живописи всерьез ему не довелось. Так сложились судьба, жизнь и ее суетные обстоятельства. После шестилетнего школьного обучения работал в хозяйстве отца.
Первые шаги в живописи сделал под руководством школьного учителя рисования Николая Ивановича Макаровского (брата выдающегося Изборского учителя, краеведа, председателя Изборского культурно-просветительного общества). С благодарностью вспоминал Павел Мельников и добрые советы русского художника Сергея Арсентьевича Виноградова, который в 1922 г. приезжал в Изборск на этюды.
В 1928 году Павел Мельников уехал в Таллинн, где поступил работать на целлюлозно — бумажную фабрику. Жил напряженной внутренней жизнью, занимался самообразованием: собирал и изучал книги по истории и искусству, посещал художественные выставки, занимался живописью.
В одной из таллинских школ летом 1941 г. художнику удалось организовать персональную выставку, и по роковой случайности ее открытие состоялось 20 июня 1941 года - за два дня до начала Великой Отечественной войны. Картины начинающего художника бесследно пропали, с войны он вернулся инвалидом.
В начале войны художник ушёл на фронт, где в 1941 г. участвовал в обороне Таллина, в 1943 в битве под Великими Луками. Был дважды ранен, перенес несколько операций. «Вернулся в родной Изборск в ноябре 1944 года. Проработал два года в местной библиотеке, но после случая на утиной охоте окончательно подорвал здоровье. (Подстрелив на озере утку, полез за добычей в ледяную воду и очень сильно простудился). К букету «боевых болячек» добавилось хроническое воспаление легких. От адских болей, которые испытывал постоянно, не всегда спасали лекарства. Спасение находил в творчестве, ставшем для него настоящим счастьем» (Валентина Игнатьева).
Иней. (1927-1928?)
Это был тяжелейший период в жизни Павла Дмитриевича, ведь ее в буквальном смысле пришлось начать с чистого листа: из раннего периода творчества сохранились только две картины, написанные еще робкой рукой, - «Труворово городище» (1921 г.) и «Иней» (1927 ?). Почти 20 лет выпало из творческой биографии художника, и почти столько же потребовалось, чтобы нагнать упущенное и приблизиться к творческой зрелости.
У художника всё получилось: и с 1962 года его картины уже появлялись на выставках в Изборске, Печорах, Пскове, а занятия живописью для него стали душевной необходимостью, смыслом всей творческой жизни.
Как правило, на его полотнах изображен родной Изборск: древний и прекрасный город — воин на Сееверо-Западе Руси, обладающий уникальным ландшафтом с его холмами, перелесками, маленькими речками, озерами, древней крепостью и старинными храмами.
Система рек и озер Изборска. 1968
Осень. 1970
Изборская крепость 14 века. 1970
Изборские дали. 1974
«Если его картины объеди нить в одно цельное полотно, - пишет поэт и журналист Валентина Игнатьева, - то получится потрясающее панно жизни Изборска древнего и современного - жизни, совпадающей в пространстве и во времени. Она то застывшая, словно прикованная к вечности крепостных стен и башен, то по-деревенски размеренная и неторопливая, тихая до безмолвия. О присутствии в ней людей может напоминать разве что одинокий огонек, освещающий окно простой избенки. Оглянись - все узнаваемо, все так и есть, но срабатывает не эффект фотографической точности, а эффект заложенного в каждую мельниковскую картину духовного, эмоционального переживания. Писал он свои пейзажи не столько кистью, сколько сердцем. Оно ему подсказывало и художественные решения (специального художественного образования не имел). Композиция, колорит, декоративная трактовка пейзажа или расстановка в нем архитектурных акцентов выбирались им по наитию, но это и придавало его работам самобытность...».
Он умел передать на холсте атмосферу старины, некоей былинности, при этом выразить и народную простоту изборских пейзажей, и их национальный характер. Глядя на его полотна, невольно в сознании рождаются мысли о бренности человеческой жизни и о вечной жизни Истории и Природы.
Нина Ульянова, псковский экскурсовод, журналист, автор фильмов «Легенды Словенских ключей», «Сказ о том, как пчела мужика тамбовского к Храму привела», рассказывающий об истории Мальского Спасо-Рождественского монастыря, однажды сказала о заповедной красе Изборска: «Побывав здесь однажды, вы никогда не уйдете отсюда: все лучшее и доброе, что в вас есть, останется здесь и ваш незримый двойник, словно безгрешный ребенок, будет восхищенно смотреть в бездонную синеву изборского неба...». Удивительно, но ее слова в полной мере отражают сущность живописи Павла Дмитриевича — безграничная любовь и восхищение земной красотой Изборского края наполняли его дшушу, жизнь, творчество. Не случайно, среди изборян бытует мнение, что художник смотрел в глубь земли и знал ее тайны... С огромной любовью изображая на своих полотнах древние каменные стены и башни Изборской крепости, храмы, удивительную природу и тихие улочки древнего города в разное время года, и выбирая для своих пейзажей разные точки обзора.
Его наследие огромно: и по художественно-историческому масштабу, и по тому неоценимому вкладу, который он внес не только в искусство, но и в историю древнего русского города.
В последние годы Павел Дмитриевич приобрел много друзей-поклонников его таланта, и среди них были профессор МГУ Н.М. Чернышев (ученик Серова и Коровина), московский художник А.А. Коробов, известный архитектор В.В. Косточкин, историк Т.Н. Михельсон. Впрочем, и сегодня его имя на устах, а его работы вызывают восхищение и любовь современного зрителя-ценителя искусства. Они хранятся в Изборском музее-заповеднике, Печорском и Псковском музеях. И не только: еще при жизни художника каждый изборянин, уезжая жить в другой город, старался взять на память его картину, в результате чего сегодня его живопись и графика украшают дома не только в Изборске, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Таллинне, а так же в Швеции, Франции, Германии, Италии, Англии, Америке и других государствах. Одна его работа находится в Третьяковской галерее.
Не менее важен краеведческий вклад П. Д. Мельникова в развитие культуры Изборска: вся его жизнь, вплоть до кончины в 1987 году, была посвящена живописи и изучению истории края. Павел Дмитриевич был еще и историком-краеведом, одним из создателей Изборского музея.
Умер самобытный художник 13 апреля 1987 года. Оставив о себе добрую память, как о человеке глубокой ответственности, порядочности и небывалой силы духа: «Упорство, трудолюбие и мужество, достойное истинно русского человека и творца, ответственного перед людьми и Богом за свой дар. Таким он и запомнится нам навсегда - на все времена...», - говорит о нем Валентина Игнатьева. А затем добавляет, отсылая нас к нашей совести и культурной памяти: «Осознаем ли мы, какое наследие оставил нам сын Изборской земли Павел Дмитриевич Мельников? Если бы собрать воедино все им созданное, осевшее в частных коллекциях, наверное, составилась бы огромная галерея. Но такой галереи никто из нас не увидит. Сохранить хотя бы то, что имеем, приумножить и, наконец, всерьез подойти к изучению его творчества. Составить каталоги, написать монографию, выверенную биографию. Мельников того стоит – его пейзажная живопись возвращает нас в отошедшую эпоху, к тому, что всегда будет сердцу мило и что осталось жить лишь на его холстах».
*****
...Городище древнее над озером,
Крест старинный наклонился чуть...
Ладога, Изборск да Белоозеро,
Кривичи-славяне, либь да чудь.
Холм крутой усыпан анемнами,
Лебеди по озеру плывут...
Так и ждешь: под яркими знаменами
Трувора драккары приплывут.
И причалят у холма зеленого,
Где ключи Словенские журчат.
В воздухе, что пахнет анемонами,
Звуки чуждой речи зазвучат.
Не умрет старинное предание,
Если люди сердцем чуда ждут...
Пусть всегда, как будто в годы давние,
Лебеди над озером плывут....
/Нина Ульянова/
Поэзия живописи Павла Мельникова — это тот мир, по которому скучает сердце по-настоящему русского человека.
Взгляните и убедитесь сами...
Снег идёт. 1969
Талавская башня. 1970
Талавская башня. 1970
У крепостной стены. 1971
У стен Изборска. 1971
Часовня. 1971
Солнечный день. 1960
Труворово городище. 979
Труворво городище. 1970
Словенское поле. 1946
Малы. 1971
Литература:
- Нам свыше Родина дана/ Смолькин Игорь Александрович : Псковский край, его история и достижения в свете духовного возрождения общества в поэзии и прозе псковских писателей: [12+] / [гл. ред. Игорь Смолькин]. - Псков: Псковское отделение Союза писателей России, 2014. - 430, [1] с. Электронная версия
- Кошелькова Ольга. Пророк Павел/Псковская губерния, газета, электронная версия- [Сайт] — №34 (353) от 05 сентября-11 сентября 2007 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gubernia.pskovregion.org/number_353/11.php(Дата обращения: 4. 06.2018)
- Игнатьева В. Трувор, Шелога и Павел Дмитриевич Мельников//Псковские Печоры - [Сайт] —29 ноября 2010 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: (Дата обращения: 4. 06.2018) http://pechori.ru/people/truvor-sheloga-i-pavel-dmitr..
- Игнатьева В. Очарованный странник //Псковские Печоры - [Сайт] — 7 ноября 2012 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pechori.ru/people/ocharovannyj-strannik/ (Дата обращения: 4. 06.2018)
- Выставка «Павел Дмитриевич Мельников. К 110-летию художника» // Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» - [Сайт] — 20 января 2017 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.museum-izborsk.ru/ru/news/1102/museyniy_kv..(Дата обращения: 4.06.2018)
Голубева А. (4 июня 2018)
Дополнительно в ПЭБ: