Первые театральные адреса Пскова

teatr pyitnicy logo2Открытый для широкой публики государственный театр появился в России в 1756 году по указу императрицы Елизаветы Петровны, хотя театральные представления существовали на Руси и гораздо раньше. Новый, высочайше признанный вид искусства быстро стал популярным. Вслед за столицей собственные театры стали появляться и в губерниях.

В Пскове театральная жизнь началась в начале XIX века. Санкт-Петербургская газета «Северная почта» 19 декабря 1810 года писала, что общество немецких актеров дает представления каждый день, привлекая не только образованную публику, знающую театр и понимающую по-немецки, но и простой народ.

В своей книге «Актеры, роли, зрители: из театральной жизни губернского Пскова» актриса и исследователь Инга Цирпонс приводит воспоминания писателя и театрального деятеля Рафаила Михайловича Зотова. Он вспоминал спектакли, которые посещал, будучи семилетним ребенком: «Где, в какой улице в каком доме был устроен этот театр, я теперь не помню, знаю только, что это было в каком-то здании, в котором было две длинные залы, одна подле другой.

В одной установлены были ряды стульев, а в глубине возвышалась сцена. Лож не было, кроме ложи для губернатора, которая была поставлена на четырех столбах в заднем углу залы, а вход в нее был из другой, боковой залы, где одевались актеры и актрисы и где хранились декорации, гардероб и прочее».

В Пскове еще не было стационарного театрального здания и представления проходили по разным адресам.

Самым первым упоминается дом «нарвского бюргера» Карла Дипнера. Краеведы знают это здание как аптеку Зоргенфрея, который купил этот дом позднее и обустроил там аптечный магазин.  Двухэтажный деревянный дом на углу Садовой и Сергиевской улиц возле церкви Василия на Горке.  Сейчас на этом месте находится автобусная остановка «Детский парк». 

Натан Фелисович Левин в книге «Из истории псковских немцев» рассказывает, что в Пскове бывали преимущественно заезжие труппы. Одно такое представление зафиксировано в рапорте псковского полицмейстера 4 октября 1831 года.  В 1840 году Псков посетила странствующая немецкая труппа Августа Келера, которая представляла пьесы на немецком языке в обычной зале, без декораций, но с музыкой и пением.

Гастроли вызвали интерес публики, на спектакли стремились попасть даже те, кто не знал немецкого языка, «Псковские губернские ведомости» отмечали гастрольные спектакли как нечастое и желанное зрелище.

Кроме того, в середине XIX века театральные представления проходили в общественных и частных садах, открытых для широкой публики. Газеты писали о том, «по два раза в неделю, играет хорошая немецкая музыка, а в Летнем театре часть представлений дается на немецком языке».

teatr letnyi3

В конце XIX века появились более постоянные адреса театральных представлений. Для спектаклей, концертов и клубных вечеров были устроены приспособленные залы в частных домах.

Любители театра посещали дом Качёва: трехэтажный дом находился на правой стороне Петропавловской улицы (в настоящее время – территория главного корпуса Псковского государственного университета). Купец 2 гильдии Алексей Мартынович Качёв сдавал в аренду зальные помещения второго этажа. Например, музыкально-драматическое общество использовало его постоянно.

Посещала губернская публика и дом Викенгейзера.  Два верхних этажа которого были построены с высокими потолками и большим залом. Предполагалось использовать как торжественный, театральный или бальный.

vikengeizera dom sergievskayia

В 1892 году помещения второго этажа арендовало Общество любителей музыкально-драматического искусства, которое оборудовало там театральный зал с большой сценой. Работами по устройству сцены руководил псковский архитектор Федор Павлович Нестурх, который был его активным участником. Зал был популярен в городе - здесь устраивались вечера танцев и любительского творчества, проходили чтения и спектакли.

В зале дома Викенгейзера выступали профессиональные театральные труппы и отдельные артисты, прибывавшие в город на гастроли.

Летний театр для простого народа организовал начальник тяги 2-го участка Петербургско – Варшавской железной дороги Роберт Антонович Прайс. Летом 1896 года он построил за свой счет открытую сцену при паровозном депо и собрал кружок любителей, которые безвозмездно ставили спектакли для железнодорожников. Спектакли шли каждое воскресенье и собирали не только работников станции, но и жителей близлежащих слобод. Иногда, впрочем, назначалась небольшая входная плата (от 10 до 40 копеек), но сбор имел благотворительные цели, чаще всего поддержку малоимущих семей сотрудников железной дороги.

В 1899 году Прайса перевели из Пскова и железнодорожный театр прекратил свою деятельность. Возобновил его через семь лет другой начальник Псковской дистанции пути.

Во второй половине XIX века в Пскове выступали не только немецкие актеры, спектакли ставились силами любителей и энтузиастов, посещали город и русские гастролеры, представлявшие исторические пьесы патриотического содержания. Самым любимым и популярным жанром был водевиль, без которого не обходился ни один театральный вечер.

В 1882 году в Пскове создан кружок любителей сцены, а в 1884 году – общество любителей драматического искусства (в рамках музыкально-драматического общества). Общество любителей драматического искусства взяло на себя организацию спектаклей в Пскове, приглашает актеров, которые играют вместе с местными любителями. В 1886 году общество приглашает на оплачиваемую должность режиссера Владимира Дмитриевича Рокотова (отца писательницы Маргариты Ямщиковой (псевдоним Ал. Алтаев)).

rokotov v d

На зимний сезон 1899-1900 годов Драматическое общество поручило режиссёру Михаилу Григорьевичу Межевому и актрисе Наталье Ивановне Степановой-Новиковой собрать большую труппу, чтобы играть по очереди в двух помещениях: в доме Викенгейзера на Сергиевской и в доме Качёва на Петропавловской.

Статья в «Губернских ведомостях» 1841 года выражает отношение псковичей к театру. «Бесспорно, что театр имеет благодетельное влияние на образование вкуса и успехи народной образованности, доставляя всем приятное провождение времени, отвлекает многих от беспутных занятий, порождаемых праздностью, представляет живые картины, в которых недостатки осмеяны, а достоинства являются в привлекательном виде...»

Источники:

   Из истории псковских немцев : [сб. ст.] / Рус.-нем. центр встреч в Пскове. - Псков : [Рус.-нем. центр встреч в Пскове], 2007. - 86, [2] с. - 10-летию Рус.-Нем. Центра посвящается. - Содерж.: И. Корнеева. К 10-летию Русско-Немецкого Центра. Н. Левин. Читать полный текст >>>

Левин Натан Феликсович
. Архитектор Гермейер - автор проекта Народного дома имени Пушкина ; Актриса лирико-драматического дарования [Нина Павловна Анненкова-Бернар] / Левин Натан Феликсович // Псковские сезоны: провинциальный театр в ХХ веке / [сост. Л. А. Никитина ; под ред. Г. И. Иванова]. - Псков, 1999. - С. 7-18 : фото. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. Читать полный текст >>>

Цирпонс Инга Александровна
   Актеры, роли, зрители : Хроника зарождения и становления сцен. искусств, любит. и проф. антреприз, врем. трупп, постоян. театра в губерн. Пскове / Цирпонс Инга Александровна / сост. актрисой И. Цирпонс, ил. видами города со старых открыток из коллекции псков. краеведа Н. Левина... ; [сост. Н. В. Семенова]. - Псков : Стерх, 1997. - 129 с., [8] л. ил. - Посвящ. 200-летию А. С. Пушкина . - На обл. также: Из театральной жизни губернского пскова - Библиогр. в примеч.: с. 125-126.

Сего Дня

7 февраля 1615 года

7 февраля 1615 года

Шведские войска. Под стенами Пскова появился шведский военный отряд численностью до 1500 человек под...

Псковские факты

Мир живых линий Валентина Васильева

Мир живых линий Валентина Васильева

10 февраля - день памяти Александра Сергеевича Пушкина. 9 февраля 2025 года - 85 лет со дня рождения...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru