Продолжение. [Предыдущая]
На Запсковьи больше сохранилось башен, чем в других частях города, потому, вероятно, что это окраина Пскова реже других подвергалась нападению неприятеля. Некоторые из Запсковских башен имеют 4-угольную форму и поросли с течением времени травой и деревьями. В одной из башен экспедицией были усмотрены лесины, составлявшие прежде помост башни. Здесь так же видны были амбразуры в нижней части стены, а в верхней – небольшие круглые отверстия, служившие вместилищем теперь уже подгнивших деревянных связок в стене и усмотрен еще темный подклет с выходом за город. Всех башен вокруг Запсковья насчитано было восемь, тогда как на плане Пскова 1581 г. их значится 12 (или даже 13).
Башни эти не все построены на продольной линии стены, но некоторые выступают за неё.
Вокруг шел ров**, теперь уже полузасыпавшийся с Запсковской стороны.
Обращаем внимание фотографов на необходимость снятия с некоторых башен верных рисунков [фотоснимков], пока эти драгоценные памятники местной старины еще существуют.
Башня Образский захаб
На линии стены, идущей по правому берегу р. Великой, сохранились еще водные ворота прежней постройки. Выходов из тайников на всем протяжении Запсковской стены, а именно – от Гремячей* башни и до р. Великой, не оказалось. Если они и были когда-нибудь с этой стороны города, то с течением времени затерялись уже. При настоящем обозрении замечено экспедицией, что в стене местами сделаны выломы и сама плита увезена. Факт уничтожения таким образом древних городских стен достоин сожаления. Остается желать, чтобы подобным бесцеремонным образом таким делам был положен конец.
Стена у Глухой башни
Не одни только ученые и любители древностей дорожат псковскими стенами, как памятниками старины, но даже само Правительство наше заботится о сохранении их, по возможности, в прежнем виде. Живым свидетельством этого служит то обстоятельство, что в 1866 и в 1867 гг для поддержания Псковских стен было израсходовано из казны 18000 р.
Член-секретарь Псковской Археологической Комиссии
«Псковские губернские ведомости», № 30 (неофициальная часть)
*С башней, находящейся на Гремячей горе, соединен еще народный рассказ, который мы забыли привести в своем месте, а именно:
В день св. апостола Иоанна Богослова, который празднуется на Мишариной горе, как престольный праздник, мастеровой, порядочно подгулявший ради праздника, поздно ночью возвращался в город. Ему повстречались двое знакомых: «А, земляк!? ЗдорОво!» - «Здравствуйте, земляки!» - «Зайдем-ка брат, да выпьем еще за компанию!» Зашли… Земляки сами пьют и мастерового угощают. Когда мастеровой перекрестился по православному обычаю перед налитой водкой, тогда все исчезло из его глаз: и земляки и угощение, и сам он очутился, где бы Вы думали? На Гремячей башне с огромной костью в руке!
У мастерового и хмель прошел и сам он, в неописуемом ужасе, еле-еле живой дождался утра, когда проходящие люди сняли его с башни с большим трудом.
С тех пор наш мастеровой полно более ходить на Мишарину гору в день св. Иоанна Богослова!
В основании этого фантастического рассказа, без всякого сомнения, тоже лежит истинное событие.
С людьми, преданными водке, т.е. напивающимися при каждом удобном случае до recpiusultra, по латинскому выражению, а по-русски: «до чертиков», зачастую творятся чудеса, подобные вышеприведенному.
**Рвом окружен был весь город с сухопутной (напольной) стороны и, сверх того, защищен сооруженными из земли раскатами (болверками).